Что такое нейрогенная хромота?

Статья
Нейрогенная хромота возникает, когда спинномозговые нервы сдавливаются в поясничном отделе позвоночника, вызывая периодические боли в ногах. Также известная как псевдохромота, она обычно возникает, когда пространство внутри костей поясничного отдела позвоночника становится слишком маленьким — состояние, называемое стенозом позвоночного канала.
Термин «нейрогенная хромота» иногда используется как синоним термина «стеноз позвоночного канала» (сужение).
Однако нейрогенная хромота — это синдром (группа симптомов), вызванный защемлением спинномозгового нерва, тогда как стеноз позвоночного канала описывает сужение спинномозгового прохода.

Симптомы нейрогенной хромоты

Нейрогенная хромота характеризуется болью, обычно в обеих ногах. Хотя также может возникнуть боль в пояснице или ягодицах, она будет более специфичной для ног.
К симптомам нейрогенной хромоты относятся:
  • Острая, стреляющая или ноющая боль, распространяющаяся в нижние конечности
  • Ощущение онемения, покалывания или жжения
  • Усталость и слабость ног
  • Ощущение тяжести в ногах
  • Судороги ног
Что отличает нейрогенную хромоту от других типов боли в ногах, так это то, что боль носит периодический характер и усиливается при определенных движениях или действиях.
С одной стороны, стояние, ходьба, спуск по лестнице или сгибание позвоночника назад могут вызвать боль. С другой стороны, сидение, подъем по лестнице или наклон вперед обычно облегчают боль.
Со временем нейрогенная хромота может повлиять на подвижность человека, поскольку он избегает любой деятельности, вызывающей боль, включая физические упражнения, поднятие тяжестей и длительную ходьбу.
В тяжелых случаях нейрогенная хромота может затруднить сон и даже привести к потере контроля над мочевым пузырем или кишечником из-за сдавления нервов, регулирующих эти функции.

Причины

При нейрогенной хромоте основной причиной болей в ногах является сдавление спинномозговых нервов. В большинстве случаев причиной защемления нерва является поясничный стеноз позвоночного канала.
Данное состояние может быть приобретенным (то, что развивается в более позднем возрасте из-за ухудшения состояния позвоночника) или врожденным (то, с чем вы рождаетесь). Каждый из них может привести к нейрогенной хромоте немного по-разному.

Приобретенный стеноз

Сужение позвоночного канала обычно приобретается из-за дегенерации поясничного отдела позвоночника.

Причин сужения позвоночного канала много, к ним относятся:

• Травма позвоночника, например, в результате автомобильной аварии или другой травмы.
  • Грыжа межпозвонкового диска: выпячивание амортизирующих дисков между костями позвоночника (позвонками).
  • Остеопороз позвоночника: также известен как артрит «износа».
  • Анкилозирующий спондилит: тип воспалительного артрита, поражающего позвоночник.
  • Остеофиты: также известны как костные шпоры.
  • Опухоли позвоночника

Врожденный стеноз

При врожденном стенозе человек рождается с незначительными аномалиями позвоночника, которые могут быть неочевидны при рождении. Но поскольку пространство внутри канала уже узкое, спинной мозг уязвим для любых изменений, которые могут произойти с возрастом человека.
Даже если у человека артрит легкой степени, симптомы нейрогенной хромоты могут возникнуть у него на несколько лет раньше, чем у людей с нормальным позвоночником. В результате у людей с врожденным стенозом симптомы, как правило, развиваются в возрасте 30–40 лет, а не в 60–70 лет.

Нейрогенная хромота против сосудистой хромоты

Нейрогенную хромоту не следует путать с сосудистой хромотой, при которой приток крови к рукам или ногам резко ограничен, вызывая боль (обычно в одной конечности).

Как диагностируется нейрогенная хромота

Золотого стандарта диагностики нейрогенной хромоты не существует. Диагноз во многом основывается на истории болезни человека, физическом осмотре и медицинской визуализации.
Физический осмотр и осмотр направлены на определение того, где и когда ощущается боль.

Ваш лечащий врач может спросить:

• Боль постоянная или приходит и уходит?
  • Вызывают ли определенные движения или действия боль?
  • Боль усиливается, когда вы стоите или сидите?
  • Боль в одной ноге или в обеих?
  • Есть ли у вас в анамнезе боли в пояснице?
Ваш лечащий врач, скорее всего, назначит визуализирующие исследования, чтобы увидеть, есть ли какие-либо признаки сужения позвоночного канала.
Хотя рентгенография позвоночника или компьютерная томография (КТ) полезны для диагностики стенозов, магнитно-резонансная томография (МРТ) предпочтительнее, поскольку она лучше позволяет визуализировать мягкие ткани.

Лечение нейрогенной хромоты

Лечение нейрогенной хромоты обычно начинается консервативно с обезболивающих, физиотерапии, мануальной терапии и, в тяжелых случаях, инъекций стероидов, АРМДИС. Операция на спине считается крайней мерой.

Обезболивающие лекарства

Обезболивающие обычно используются для лечения перемежающейся нейрогенной хромоты. К ним относятся безрецептурные анальгетики.

Предупреждение о приеме лекарств

НПВП разумно используются у людей с хронической нейрогенной болью, и их следует применять только при необходимости. Длительное применение НПВП может увеличить риск язвы желудка.

Физиотерапия и мануальная терапия

План лечения обычно включает физиотерапию. Сюда входят такие методы воздействия как: электрофорез, вакуум градиентная терапия, ударно-волновая терапия, магнитная стимуляция, механотерапия.
Также может быть рекомендована мануальная терапия, которая направлена непосредственно в область патологического процесса для улучшения кровообращения в данной области.

Спинномозговая инъекция стероидов

Если эти консервативные меры не приносят облегчения, ваш лечащий врач может порекомендовать эпидуральные инъекции стероидов.

АРМДИС

АРМДИС – это аутологичная реконструкция межпозвонкового диска и сустава, связанная с непосредственным запуском процессов реконструкции.
Инновационным является целенаправленное применение факторов роста и регенерации, которые содержаться в крови пациента, для реконструкции межпозвонкового диска.

Операция на спине

Если все эти методы лечения оказались неэффективными и ваша подвижность и/или качество жизни значительно ухудшились, можно провести операцию на спине, направленную на декомпрессию поясничного отдела позвоночника.